Буддийская школа Люй

Школа Люй иначе называется школой винаи, поскольку в центре ее учения было тщательное исполнение норм монашеского кодекса (на санскрите — виная). У ее истоков стоит индийский миссионер третьего века Дхармакала, который перевел на китайский язык сочинение «Бдительность в соблюдении обетов для множества монахов» («Сэн ци цзе синь»). В традиции школы Люй Дхармакала рассматривается как первый патриарх. Трактатами, лежащими в основе учения школы Люй стали «Десять речений винаи» («Ши тун люй») в переводе Кумарадживы, «Четыре части винаи» («Сы фэнь люй») Дхаруны, «Великое множество монашеских обетов» («Мохэ сэн ци люй») и «Пять частей винаи» («У бу люй»). Все они составили канон школы, носящий общее название «Четыре заповеди винаи» («Сы люй»). В конце пятого века активную проповедь монашеских обетов предпринял Фасун, а его последователь Даошу написал комментарий к трактату «Четыре части винаи». Во второй половине пятого века монах Хуэйгуан скомпилировал трактат «Основа кармических обетов» («Цзе мо цзе фа»), который стал чисто китайской базой школы Люй. В шестом столетии Чжишоу, который считается восьмым патриархом школы Люй, стал обучать последователей уже по китайским комментариям на индийские трактаты. Доктринальное оформление школы завершил ее девятый патриарх Даосюань (нач. VII в.), ряд трудов которого был причислен к канону Люй.

По сути дела, во времена Даосюаня существовало три направления школы винаи. Сам Даосюань возглавлял направление Наньшань люй (Школа винаи с Южной горы). Другими крупными течениями были Сянбу (школа Проявления), которую возглавлял патриарх Фали, один из учителей Даосюаня, и школа ученика Фали Хуайсу — Дунта (школа Восточной пагоды). В дальнейшем полемика между этими тремя течениями привела к упадку Сянбу и Дунта. Победила традиция Даосюаня, которая во многом находилась в противоречии с классической винаей. Крупнейшими последователями Даосюаня были Чжоусюй, Вэньган, Дацы, Цзиньчжэнь, Даоань (VII — VIII вв.). В начале XII века монах Юаньчжао попытался объединить учения школ Люй и Тяньтай, составив комментарии на труды Даосюаня для адептов Тяньтай.

Школа Люй оказала огромное влияние на развитие буддизма в Китае и других странах Дальнего Востока. В VII веке она утвердилась в Корее (школа Юльчон), столетием позже — в Японии (школа Рицу). В настоящее время Люй — одна из ведущих школ китайского буддизма, ее уставы приняты во всех крупнейших монастырях Китая.

***

В чем же заключается учение школы Люй? Ее доктринальный комплекс делится, в соответствии с общебуддийской традицией, на три части. Первую составляют заповеди и обеты, вторую — медитация, третью — знание буддийских учений. Патриарх Даосюань писал: «Если не практиковать дхьяны (медитации) и не входить в самадхи (транс), то надолго будешь повернут спиной к сути истинного знания (праджне). Если не научишься всем добрым заповедям и ритуалам, то трудно будет достичь выполнения этих всепобеждающих деяний». На первое место ставится выполнение заповедей, затем — медитация. Изучение догматики оказывается, таким образом, лишь на третьем месте.

Все заповеди в традиции школы Люй разделены на две категории — запрещающие и предписывающие. Далее выделяются заповеди «всеобщие» и «отдельные». Ко «всеобщим» заповедям относятся «три чистых обета бодхисаттвы», исполнение которых должно происходить всегда, вне зависимости от обстоятельств.

«Отдельные» заповеди делятся на предназначенные для монахов и для монахинь. «Средний» набор для монахов насчитывает 3 тысячи обетов и ритуалов, а также 80 тысяч «мелких деяний»; для монахинь — 80 тысяч обетов и ритуалов и 120 тысяч «мелких деяний». «Краткий» набор для монахов составлял 250 обетов, для монахинь — 348.

Существует тщательная классификация заповедей. В «кратких» наборах выделяются «полные» и «сокращенные» группы заповедей. В свою очередь, обе группы делятся а подгруппы. Монахи обязаны пройти восемь, а монахини — шесть ступеней выполнения основных заповедей «полной» группы.

Основополагающие заповеди представлены в «сокращенной» группе, подразделенной на три подгруппы:

1) «пять обетов»: не убивать живых существ, не воровать, не иметь половых связей, не лгать, не употреблять алкогольных напитков;

2) «восемь обетов» (пять перечисленных плюс еще три): не умащать тело благовониями, не петь, не танцевать, не смотреть на танцы и не слушать пение, не спать на высоком и широком ложе;

3) «десять обетов» (к восьми, изложенным выше, прибавлены еще два): не употреблять пищу в неурочное время; не иметь в личном пользовании золота, серебра и драгоценностей.

Миряне, являющиеся последователями школы Люй, обязаны выполнять восемь обетов.

Адепты школы Люй разработали классификацию буддийских учений. Доктрины всех направлений были разделены на «обращающие» и «регулирующие». К первым были отнесены Хинаяна и шуньявада. Ко вторым — виджнянавада (йогачара). Последователи школы Люй разделяли концепцию йогачары о «сознании-хранилище» (алая-виджняне).

Оставьте комментарий